Лекция №1.Философия её смысл и роль в жизни человека и общества.
Цели и задачи урока:
- сформировать представление о философии как о науке
- привести примеры, подтверждающие отличие философии от других гуманитарных наук
- обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.
План
1. Мировоззрение. Его структура и сущность.
2. Понятие философии, её функции и основные вопросы.
3. Соотношение философии с другими сферами культуры.
4. Что значит быть настоящим философом.
-1-
Для того, чтобы уяснить, что такое философия, необходимо уяснить понятие мировоззрение. Мировоззрение – это система общих представлений о мире, месте человека в нём, которая определяет цели, жизненные ориентиры, стиль поведения человека в обществе.
Структура мировоззрения.
- · Знания: атрибутивные и научные.
- · Убеждения: уверенность человека в истинности своих знаний и убеждений, в правоте своих жизненных позиций.
- · Вера – особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Вера делится на 2-а вида:
1.интелектуальная. (основана на фактах)
2.иррациональная (основана на домыслах, фантазиях, догмах).
- · Надежда – это радостное ожидание какого-нибудь события или результата
- · Любовь – доброе, бескорыстное отношение к своему миру, другим людям и стремление человека к подлинно совершенному.
- · Идеал – образ желаемого будущего, как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей.
- · Принципы – важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире.
- · Духовные ценности – с помощью которых, люди определяют предметы мира, как положительные, так и отрицательные для них.
Виды мировоззрения
- · Мифологическое (в основе фантазии и вымысел)
- · Религиозное (основной признак вера в сверхъестественную силу – бога и поклонение ему)
- · Научное (достоверные знания человека о мире и о самом себе). Наука сформировалась в 17 веке.
- · Обыденное (формирование на основе простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. Имеет тесную связь с формами народной мудрости).
Соотношение мировоззрения и философии
1. Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира, а философия направлена на раскрытие наиболее общих принципах устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной деятельности человека.
2. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности с другой стороны, повороты в развитие научного знания приводит к смене сложившихся философских представлений о мире.
3. Мировоззрение облегчает постановку и осмысление философских вопросов, благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которое обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
4. Мировоззрение и философия объединяет постановка и решение проблемы человека в различных её аспектах.
- 2-
Философия зародилась 2500 лет назад в странах Древнего Востока, Греции, Риме. Первыми философами были: Фалес, Гераклит, Пифагор. В то время философия означала «любовь к мудрости». Философия появляется потому, что отдельные виды познания не могли дать целостную картину мира и места человека в нём. На этой основе сформировались такие философские вопросы как: «Что есть мир?», «Что является основой мира?», «Конечен или бесконечен этот мир?», «Что есть человек?», «Что такое истина?».
Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы человека, общества и познания.
Философия выделяет следующие философские дисциплины:
1.История развития философии
2.Философская антропология
3.Социальная философия (о законах общественного развития)
4.Гносеология (учение о познании)
5.Этика (учение о морали)
6.Логика (учение о законах мышления)
7.Эстетика (учение о канонах и законах прекрасного)
8.Аксиология (учение о ценностях)
9.Герменевтика ( учение о смысле жизни)
Философия выполняет ряд функций:
1. Формирует у человека систему общих взглядов о мире – мировоззренческая функция
2. Познаёт фундаментальные законы развития природы, познания, человека – познавательная функция
3. Логическая функция – важнейшие законы мышления
4. Ценностная – выработка морально-нравственных ценностей
5. Практическая – выработка смысла, целей, правил практической жизни человека
- 3 -
Философия является частью духовной культуры, поэтому она соотносится с такими видами культуры как искусство, наука, этика. Имеет много общего с нравственностью, идеологией. В отличии от науки изучает общие, масштабные законы бытия, таким образом формирует истину представлений и отношений к миру и человеку в целом. Существенное значение для философии имеют её ценностный аспект и практический смысл. Причём последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды науки – от телескопа и телевизора до компьютера и лазера – это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество. Но этими орудиями руководит человек, именно от него зависит, как, с какой целью (во благо либо во зло) будут они использоваться.
Практический смысл философии - это руководить поступками человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенными целями бытия.
- 4 –
Мудрецы древности учили своих учеников особому – философскому стилю жизни. Иногда можно слышать, что и обычного человека, весьма далёкого от «профессиональной» философии, за нестандартное отношение к жизни называют философом. Так каков же на самом деле этот «философский стиль жизни»? Что значит на практике быть настоящим философом? Что для этого нужно знать и уметь?
Прежде всего настоящий философ – это широко образованный человек, он умеет видеть суть вещей, понимает причины и следствия различных явлений, общие закономерности развития природных и социальных процессов и умеет соотносить их с частными жизненными явлениями. Он любит знание и постоянно стремится к нему – не ради выгоды, а ради истины и совершенствования. Он умеет минимум потребностей, выдержан, стоек и решителен во всех жизненных ситуациях. Спокойно воспринимает презрение и прославление, удачу и неудачу и даже саму смерть: ведь настоящий философ понимает, что жизнь существует вечно. Он верит в себя и в высшие Духовные Силы. Он отрешен от жизненной суеты и, вместе с тем, глубоко практичен во всех своих действиях. И наконец, настоящий философ осознаёт смысл своей жизни и главную цель философии – познавать и совершенствовать себя и окружающий мир.
Вопросы для самостоятельного размышления
1. Какое мировоззрение господствует в современном мире?
2. Что отличает философию от религии? От науки?
3. Что такое основной вопрос философии? Зачем изучают философию?
4. Какое значение имеет философия для личности и общества?
Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема1; В. Горбачёв Основы философии стр.4-14
РАЗДЕЛ №1 «Основные идеи мировой философии»
Лекция №2.Философия Древней Индии и Древнего Китая.
Цели и задачи урока:
- · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Древней Индии и Древнего Китая
- · научить соотносить буддизм и конфуцианство к актуальным проблемам современности
- · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.
План
1. Предфилософия.
2. Древнеиндийская философия.
3. Древнекитайская философия.
- 1 -
Философия зародилась 2500 лет назад в Китае и Индии. Первые философы – странствующие мудрецы и отшельники. Независимость от общественных устоев, традиций и стереотипов позволяла им свободно и критично размышлять о мире и человеке.
Зачатки философии ещё появились в Древнем Египте и Вавилоне. Эти зачатки проявлялись в форме мифологии того времени. Где присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, о смерти и бессмертии человека. Этот период называют предфилософией – первый опыт осмысления человеком мира и себя в нём.
-2-
В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, эпических поэм («Махабхарата», «Рамаяна»), религиозной литературы (Веды, Брахманы, Упанишады) и древней религии (Брахманизм). Большое влияние оказало священное писание брахманизма –Веды. В Ведах ставится вопрос о происхождении мира, о космическом порядке и о природных процессах.
Как же Веды и брахманизм понимали мир и человека? Причина мироздания – Бог Брахман, как Абсолютная личность. Мироздание состоит из трёх миров (трилока) – земного и двух божественных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. человек является творением богов. Человек наделён Атманом – личным духовным началом, которое является основой его бессмертной души. Душа человека постоянно перевоплощается. Он регулируется кармой – Законом Воздаяния.
Постепенно в Индии сформировались философские школы. Их делят на два вида:
1. Ортодоксальные – признавали авторитет Вед, существование Бога, жизни после смерти, перевоплощении души, и высшие миры.
2. Неортодоксальные – часть из них не признавали авторитет Вед и были материалистическими, т.е. отрицали существование Бога, перевоплощение души и жизнь после смерти.
Характерные черты индийской философии
1. Развитие множества различных школ и течений.
2. Преобладание духовной проблематики.
3. Практический характер философии.
4. Объяснение зависимости и страдания живых существ, не знание истинной реальности.
Важнейшим религиозным философским воззрением является буддизм. Основная идея буддизма – вся жизнь человека это страдание. Причина – желания человека, как вспышки его страстей и привязанности к вещам. Преодолеть страдания можно лишь путём достижения особого состояния – нирваны, пути ухода человека от повседневных проблем и сосредоточении на самом себе. Этим самым буддизм проповедует идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть нирваны смогут лишь те люди, которые ведут аскетический образ жизни, и не стремятся к наслаждениям. Аскеза – это добровольный уход от мирской суеты, выход из круговорота страданий в жизни.
-3-
В Китайской предфилософии поднимается множество поблеем, которые позже получат своё философское решение и обоснование. В Китае мифология была развита слабо, однако это компенсировалось широким распространением гадательной практики. Центральное место в предфилософии Китая занимало «Пятикнижие». В него входили: «Книга перемен», «Книга истории», «Книга песен», «Книга обрядов», и летопись. Авторы «Пятикнижия» задаются вопросом о происхождении зла в человеке. Откуда оно от Бога или от человека? И отвечают : «Зависят распри только от людей». В «Книге истории» рассматривается проблема первоначала мира. По ней существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Большая роль отводилась двум полярным силам – Янь и Инь. Эти силы многозначны. В тоже время в Китайской философии появляются понятия о Дао – это путь, естественный ход вещей, безличный мировой закон, который властвует над природой и обществом.
В 6 -5 вв. до н.э. сформировалось несколько философских школ:
1. Натурфилософская школа, главный представитель Цзоу Янь.
2. Даосизм, основатель Лао – цзы.
3. Конфуцианство, основатель Кун Фу –цзы.
4. Моизм, основатель Мо – цзы.
5. Школа закона (легизм), видные представители – Шан – Ян, Хань Фэй – цзы, Ли Сы.
Характерные черты индийской философии
1. Существование различных школ.
2. Решение проблем общественного управления, нравственных норм и правил поведения.
3. Исток и центральное понятие китайской философии – дао.
4. Слабое развитие логики и связи с наукой.
5. Большое влияние традиций через различные ритуалы.
Самым известным древнекитайским философом был Кун Фу –цзы (Конфуций). Он утверждал, что существует Небо – это некая высшая сила, неподвластная человеку и она наблюдает за потоком всех вещей в мире. Существует Поднебесная – где обитает человек. Существует Дао – мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей жизни. Сыном Неба является Император. Общество представляет собой некую семью, в которой все дети подчиняются императору как своему отцу. Мудрецом станет лишь тот, кто во всём повинуется Небу. «Дети» императора обязаны выполнять его волю, т.к. через него говорит само Небо. Идеалом для простых смертных должен выступать человек, обладающий 5-ю постоянствами:
- · Гуманностью
- · Справедливостью
- · Знанием правильного ритуала
- · Мудростью
- · Почтительностью.
Доклады:
1. Жизнь и философские воззрения Будды.
2. Жизнь и философские воззрения Конфуция
Вопросы для самостоятельного размышления
1. Какие вопросы волновали умы первых философов?
2. Какие древние философские учения вам известны?
Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.1; В. Горбачёв Основы философии стр.18-20
Лекция №3. Античная философия
Цели и задачи урока:
- · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Древней Индии и Древнего Китая
- · научить соотносить буддизм и конфуцианство к актуальным проблемам современности
- · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.
План
1. Периоды античной философии.
2. Философия Древней Греции.
3. Философия древнего Рима.
-1-
Античная философия зародилась в городах – государствах (полисах) Средиземноморья в 6 в. до н.э. в начале первого тысячелетия до н.э. начинается интенсивное развитие греческой культуры. Истоками греческой философии являются: гомеровские эпосы, мифология Гесиода и Ферекида, религия орфиков – последователей популярного Орфея, ранняя протонаука, произведения «семи мудрецов» и лирических поэтов. Выделяют 4 периода античной философии:
1. Ранняя античная философия (6в. до н.э.). Появляются первые развёрнутые философские учения. Фалес Милетский, Пифагор, Анаксимендр, Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.
2. Расцвет античной философии (5 -6 вв. до н.э.). формируются основные проблемы и понятия древнегреческой философии. Активно развиваются различные философские школы. Зенон, Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.
3. Закат античной философии, иногда называемый периодом эллинизма (вторая половина 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В это время происходит осмысление философских идей выдвинутых в 1-2 периодах. Эпикур, Перрон, Сенека.
4. Упадок античной философии (1-6 вв. н.э.). Большинство школ античной философии прекращают своё существование или теряют влияние. Видные представители этого периода – это Прокл, Плотин, Аммоний Саккас.
-2-
Во всей античной философии основным философским мировоззрением был космоцентризм.- огромный и таинственный космос. Гераклит говорил: «Космос не создан никем из Богов, и не кем из людей». Три важнейшие идеи космоцентризма:
1. Происхождение мира
2. Непрерывное движение мира
3. Борьба противоположных начал в мире.
Человека рассматривали как микрокосмос или малая Вселенная. Фалес считал началом всех вещей в мире воду, Ксенофан – землю, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Платон - бестелесные идеи, которые порождают из себя вещи. Идеи существуют вечно и создают особый идеальный мир. Он выше всего остального мира. Аристотель считал, что основой мира является некая активная форма – как перводвигатель всего сущего. Все активные вещи возникают из пассивной материи под воздействием формы как активной причины
Аристотель выдвигает идею логоса – некий объективный и неуничтожимый закон мироздания и всеобщей закономерности. Сократ впервые обращается к теме человека, смысла его жизни. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное. Подчёркивалось, что для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познать самого себя и быть счастливым, придерживаться умеренного образа жизни. Творить добро, и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природой.
Исследовав проблему человека, античная философия утверждала себя в качестве мировоззрения освобождения личности и осознающей себя в этом мире, как нечто самостоятельное и отдельное. В античной имелись многочисленные школы, учения и идеи. Наиболее известными были:
- · Школа элиатов;
- · Школа софистов;
- · Школа скептиков;
- · Школа стоиков;
- · Киники.
Два направления философской мысли:
1. Материализм «линия Демокрита» - мир объяснялся причинами земного характера, которые находятся в самом этом мире. (движение атомов)
2. Идеализм «линия Платона» - мир объяснялся причинами сверхъестественного характера.
-3-
Самым известным древнеримским философом был Лукреций Кар, который развил учение древнегреческого учёного Демокрита об атомах. В основе мира видел движение неделимых атомов.
В целом в Древнем Риме наблюдается упадок философской мысли. Так, Сенека, активно развивал идею судьбы, некой верховной силы, которая изначально делает человека существом не свободным, обречённым на повиновение и рабство.
Эпиктет утверждал, что человек не в состоянии познать окружающий мир, по этому его нужно познать самого себя.
В философия эпоху кризиса античного мира преобладало пессимистическое мировоззрение. В целом античная философия сильно повлияла на западную, русскую, арабскую философские традиции, в которых на протяжении столетий значительное место занимала проблематика, сформированная греческими философами.
Доклады:
1 Философские воззрения Платона.
2 Философские воззрения Аристотеля.
Вопросы для самостоятельного размышления
1. Назовите крупных древнегреческих и древнеримских философов?
2. Какие древние философские учения доминировали в античной философии?
Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.2; В. Горбачёв Основы философии стр.20-22
Лекция №4. Философия Средних веков.
Цели и задачи урока:
- · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Средневековья и их философские взгляды
- · научить соотносить учение средневековых философов к актуальным проблемам современности
- · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.
План
1. Общая характеристика.
2. Философия Августина Блаженного.
3. Философия Фомы Аквинского.
-1-
В 5-15 в. в общественном сознании доминировал теоцентризм – его основная идея –мир был однажды сотворён богом. Человек тварное существо, созданное на 6 день из праха Земного. Сам мир представлен собой некую гигантскую пирамиду, имеет строгую иерархию.
БОГ
АНГЕЛЫ
ЧЕЛОВЕК
ЖИВАЯ ПРИРОДА
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Целью и смыслом любого человека – служение Богу, стремление к нему через поколение. Таким образом, философия средних веков переключает внимание человека с мира внешнего на внутренний мир веры, надежды и любви.
Теоцентризм учил, что созданный богом мир изменить невозможно, поэтому человеку остаётся изменить себя.
Было 2 периода:
1. Патристика – «отцы церкви».
Идеолог – Августин Блаженный – верить, чтобы знать.
2. Схоластика ( школьная философия)
Фома Аквинский – знать, чтобы верить.
- 2 –
Августин полагался на учение Платона. В своих произведениях он доказывал, что Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по необходимости, а по своей доброй воле. Мир – бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю.
Человек представляет собой единство материального тела и разумной души. Его душа бессмертна, и свободна в своих решениях и действиях.
С момента первого греха, человеческое общество делится на 2 «града».
1«град» - люди верующие, богопослушные. Они будут спасены богом.
2 «град» - богоотступники. За свои грехи они обречены на вечное пребывание в аду.
Но Бог, всемогущ и милостив, поэтому, живи, верь, будь добродетелен, и если предопределено, то спасётся.
Августин учил, что человеческие знания черпаются из 2-х источников:
1. Чувственный опыт, лишь поверхностные сведения о мире.
2. Вера – опирается на коллективный опыт, поэтому обладает достоверностью.
Разум человеку открывает вещи видимого мира, а вера обнаруживает невидимое. С помощью неё распознаётся вечное и не приходящее в этом мире.
- 3 –
Фома опирался на учение Аристотеля. Он развил 5 доказательств существования Бога в мире:
1. Если в мире существует движение, то должен быть его неподвижный источник -Бог.
2. Если в мире существует причинная обусловленность явлений, значит должна быть исходная первопричина – Бог.
3. Если мир наполнен случайными вещами и явлениями, то должна быть абсолютно необходимая вещь – Бог.
4. Если в мире вещи и существа имеют разные степени совершенства, то должно быть абсолютное совершенное существо – Бог.
5. Если в природе всё достроено разумно и целесообразно, то должен существовать такой источник – Бог.
Аквинский в государстве видел представителя божьей воли. Он считал, что власть в обществе должна быть монархией. На небе – Бог, на земле – Папа Римский. Церковь выше государства, т.к. она являет собой духовную власть. Общество должно быть иерархично, т.е. имеющееся в нём социальное неравенство дано от Бога.
Человек призван верить в Бога и быть ему послушным. Вера в Бога, надежда на него, любовь к нему – важнейшие качества человека.
Таким образом, средневековая философия стремилась постичь духовный мир человека, помочь человеку приобщиться к высокому. Логика, диалектика, метод познания и самопознания.
Вопросы для самостоятельного размышления
1.Почему европейская философия Средних веков теряет самостоятельность?
2.Почему философия Средних веков опирается на религию?
Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.3; В. Горбачёв Основы философии стр.22-24
Лекция №5. Философия Возрождения и Нового времени.
Цели и задачи урока:
- · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли эпохи Возрождения и Нового времени
- · выявить влияние философских идей на развитие науки
- · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.
План
1. Философия Возрождения.
2. Философия Нового времени.
- 1 –
Эпоха Возрождения – это переходная эпоха в истории философской мысли.
Здесь сформировался антропоцентризм, как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии сказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Широко распространялась идея титанизма как якобы всесилия и могущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.
В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм – растворение Бога в природе, во всех её вещах и процессах.
Человек рассматривался как «микрокосмос» наиболее совершенное подобие Бога и природы. Итальянский учёный Д. Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлённа. Этот мир, в котором живёт человек, является одним всего лишь из возможных миров, пусть даже самый лучший.
Следует подчеркнуть, что в это время имело место тесная связь философии и искусства.
Эпоха «гигантов» - в литературе ( Эразм Роттердамский, Франческа Петрарка, Данте Алигьери ), в живописи (Рафаэль, Тициан), в Скульптуре (Микеланджело). Естественная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер.
В науке постепенно стала откладываться гелиоцентрическая система мира, полагая Солнце центром видимой части мироздания. Начиная с этой теории, естествознание стало освобождаться от теологической картины мира.
Философия здесь начинает выходить из-под жёсткого диктата церкви. Борьба между религией и философией проявилась в форме пантеизма как конкретно – исторического мировоззрения. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (М. Мор, Т. Кампанелла).
- 2 –
Новое время, начавшееся в 17 в, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм – а человек – как инициативный и деятельный работник.
Основной темой в философии Нового времени стала тема познания.
2 течения:
- эмпиризм;
- рационализм.
Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.Локк) утверждали, что основным источником знаний о мире являются ощущения и опыт человека. Ф.Бэкон «Знание - сила» Сторонники эмпиризма призывали во всём опираться на данные опыта, человеческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: «нет ничего в разуме, что небыло до того в ощущениях человека».
УЧЕНИЕ Ф. БЭК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВЫЙ ОРГАНОН)
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Френсис Бэкон (1561 -1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть и главные условия рационального метода. Главный труд Ф. Бэкона - "Новый Органон". В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Бэкон различает два вида опытов:
1. "плодоносные" - целью которых является принесение непосредственной пользы человеку.
2. "светоносные" - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей
Предпосылка преобразования науки - критика всей сущности схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких заблуждений или идолов
- рода,
- пещеры,
- рынка,
- театра.
Идолы рода – препоны, обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.
Идолы пещеры - ошибки, возникающие, в следствии, субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их
сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Идолы рынка - препоны, возникающие, в следствии общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета.
Идолы театра - препоны, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.
Идолы театра не являются врожденными нашему уму. Они возникают в следствии подчинения ума ошибочным мнениям.
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона задачи создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследований. В истории науки четко выступают два пути или метода исследований:
- догматический
- эмпирический.
Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремлений вывести из них все частные случаи. Догматический метод похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Учение, следующее эмпирическому методу, похоже на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт ( пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого, является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные ими положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
Сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Декарт «Подвергай всё сомнению». Создатель дедуктивного метода научного познания. «Надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину». Познание – это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек. Возрождается философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Человек в своей жизни познаёт лишь «мир явлений», но не способен вникнуть в глубину вещей (Д. Юма). Немецкий учёный Г. Лейбниц подчёркивал духовный характер мира. Основой всего мироздания являются некие монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.
РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ)
Родился в 1596 г во Франции, в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: - мыслящую субстанцию материальную "протяженную субстанцию".
В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я - мыслю следовательно, я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих тел. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Декарт сводит все качественное разнообразие природных явлений к :
1. материи, тождественной с пространством
2 к ее движению.
Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Проблема метода Декарта. Он ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно… Продолжение »