бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы-
сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке-
ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения
последних неизмеримо выше, чем у них.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес-
сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен-
ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек-
тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом.
Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби-
рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на
примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы.
Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер-
жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были
неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис-
пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра-
нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще-
ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи-
ческих ограничений в устном общении между людьми, то это, по
всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и
книгопечатания, развитие технических средств массовой комму-
никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ-
водить математические операции в уме и на бумаге привела к со-
зданию компьютеров.
Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой
социального прогресса. Примеры истории и современности пока-
зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро-
стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести
их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии перво-
бытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза-
имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен-
ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что
большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз-
витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по-
ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и
массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев-
ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко-
ренного населения, распространению среди аборигенов алкого-
лизма и неизвестных им ранее заболеваний.
Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального
прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс
состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо-
собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению
письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин-
формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па-
мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означа-
ет, что человек будущего при правильном воспитании и образо- вании, если он разумно распорядится своей памятью, может об-
ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн-
циклопедий по самым разным областям науки.
Объективная логика всемирной истории указывает на поступа-
тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном
развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво-
люции конкретных народов, в истории которых встречаются не-
равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды
взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим
подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про-
грессивной тенденции развития человечества как в историческом
прошлом, так и в настоящем.
Вопросы и задания
1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля
ется их взаимосвязь?
2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре
ния прогресса и регресса?
3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?
4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?
5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?
6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости
социального прогресса.
7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на
конкретных примерах.
8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?
9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как
отношения между народами влияют на процесс их развития?
10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз
витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество
в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.
1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В течение длительного исторического периода разные народы
нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове-
ние соседних народов и государств происходило либо на основе
торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.
Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест-
ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове-
ние культур.
В период господства колониальных империй мир был поделен
между ведущими европейскими державами. В конце XIX — первой
половине XX в. земной шар представлял собой территории не-
скольких развитых государств, взаимодействие которых не огра- ничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и
на их колониальные владения. С распадом колониальной системы
взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно-
го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.
На современном этапе всемирно-исторического процесса ин-
тенсивно происходит интернационализация общественной жизни.
С созданием новых транспортных и информационных средств прак-
тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле-
зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра-
нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за
несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо-
мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив-
ное воздействие на мировую экономическую систему.
Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории
стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо-
знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи-
ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро-
вого терроризма.
Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания
человечества, преодоление крайних форм экономической отста-
лости, нищеты и голода, защита прав человека — решение этих
и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу-
ществования государств. Для этого требуется объединение уси-
лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима-
ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож-
но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей
планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи-
кациями которой выступают все ныне существующие общества
и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со-
общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще-
ственного развития. Тенденции мирового исторического процес-
са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче-
ски и политически государствами. При этом именно на них
ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на-
родов — в частности.
Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на-
ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке
и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое
развитие мира определяется наиболее развитыми государствами сферах получило название глобализации. 'Она проявляется не только
расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в
регулировании экономических и политических мировых процес-
сов на основе общих правил, выработанных международными
организациями, такими как Организация Объединенных Наций,
Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи-
зация и т.д.
С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор
как принцип организации экономической и культурной жизни.
Национальные экономики уже не могут существовать изолиро-
ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так
называемых транснациональных корпораций во многом превы-
шает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают
свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть
дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим
товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах
Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со-
бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью
покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд 4) принятие единого языка (английского) как средства обще
ния разных народов;
5) унификация культуры;
6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью,
мировым терроризмом и наркоманией;
7) реализация совместных научных программ, в том числе в
области исследования космоса.
В целом расширение связей между народами способствует
распространению ценностей современной цивилизации во всех
уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по-
следствий глобализации.
Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную
столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю-
щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни
на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде-
ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с
1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи-
более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за-
трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за-
висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же
эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального
прогресса.
Глобальными проблемами признаются:
- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ
ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус
ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета
ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове
ческой солидарности;
- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче
ского и культурного развития между развитыми индустриаль
ными странами Запада и развивающимися странами Азии,
Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко
номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот
ности;
- истощение природных ресурсов и необходимость обеспече
ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ
ники энергии;
- преодоление экологического кризиса, связанного с загряз
нением окружающей природной среды отходами промышленного
и сельскохозяйственного производства;
- прекращение стремительного роста населения в развиваю
щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес
кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в
них рождаемости, что u1099 Ђв своевременное предвидение и предотвращение ее различных от-
рицательных последствий;
- распространение опасных, часто неизлечимых болезней
(СПИДа, атипичной пневмонии и др.);
- борьба с международным терроризмом;
- сохранение культурного наследия человечества.
Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер-
пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые
сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые
политическими интересами и экономическими выгодами. Так,
агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной
острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение
на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль-
ности в этом регионе.
Возникновение глобальных проблем связано не только с ко-
лоссально возросшими техническими средствами воздействия об^
щества на природу (включая и самого человека) и огромными
масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле-
мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще-
ственного развития, неравноправными экономическими отноше-
ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней
транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам
всего общества.
Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело-
вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло-
бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас-
штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или
бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного раз-
вития человечества и выступают как специфическое порождение
именно современной эпохи.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с
другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение
их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего
экономического развития человеческого общества природными
ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего
загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем
неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах.
Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо
называют экологическими и даже с определенным основанием
рассматривают как два проявления единой экологической
проблемы стве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта
используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что го-
ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей
становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас-
ходованием.
Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста-
лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения
в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото-
рых развивающихся странах были в последнее время значительно
выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов-
лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль-
турной отсталостью.
Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь-
ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с
катастрофическими демографическими, экологическими и ины-
ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са-
мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете.
Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война
будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей,
разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге
к уничтожению не только человечестваны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше-
нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от
катастрофы.
Вопросы и задания
1. Как развивались отношения между народами в истории человече
ства?
2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?
3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка
кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости?
4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели?
Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь
зуйтесь материалами периодической печати).
5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ
ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.
6. Назовите характерные черты глобализации.
7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?
8. В чем состоят причины глобальных проблем современности?
9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со
временности?
10. В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаи
мообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг»
неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет
выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще
нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль
ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про
гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб
ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в
неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од
ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа
дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пес
симистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело
века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые
бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от
вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам
Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут
ли оправдаться его пессимистические прогнозы?
1.9. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Общество — явление многогранное, обладающее в каждом кон-
кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ
обусловило появление различных вариантов их классификациитие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда
родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде-
ленного вида.,'В современном мире существуют различные типы
обществ, различающихся между собой по многим параметрам,
как явным (язык общения, культура, географическое положение
и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро-
вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает
выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли-
чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще-
ства одной и той же группы.
Один из подходов к типологии делит все общества на простые и
сложные в зависимости от числа уровней управления и степени
социальной дифференциации (расслоения). Простое общество —
это общество, в котором составные его части однородны; в нем
нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур-
ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со-
стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой
цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют
племена, находящиеся на первобытно-общинной стадии развития.
В отличие от простого сложное общество— это общество с силь-
но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза-
ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще-
ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ-
альный аппарат управления (государство); развитие общества
происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами.
Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам-
ках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно
иерархической структуры общества связано с созданием госу-
дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на-
зад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие
народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в
древние времена сложные общества были исключением в общей
массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества
составляют единичные случаи среди сложных.
Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери-
ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с
этим различают дописьменные и письменные общества. В допись-
менных обществах письменности не было, люди передавали ин-
формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще-
ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это
были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные
предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще-
нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна-
кового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы
алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро-
ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид
письменности изобрели американские индейцы. Для передачи
информации они использовали веревку с завязанными на ней
узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел-
ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все
более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде-
ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не
утратила.
Возникновение письменности стало одним из важнейших эта-
пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но
в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в
Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не
имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную
культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей
день не имеют письменности.
Существует типология обществ, основанная на выделении спо-
соба производства. По этому критерию различают общество соби-
рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово-
дов, индустриальное общество.
Общество собирателей и охотников существовало в период гос-
подства присваивающей экономики в рамках первобытно-общин-
ного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно-
стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение
численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди
стали добывать средства к существованию другим путем. На смену
собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — ското-
водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про-
изводящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века
существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда
было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы.
Но несмотря на разорения земледельцы восстанавливали свое
хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала,
что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество,
так как большинство народов перешло со временем к оседлому
образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче-
скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду-
стриальное общество, основанное на промышленном производ-
стве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более вы-
сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами
развития.
В науке существует классификация обществ, выделяющая за-
крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат
уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для
закрытого общества характерна неизменная социальная структу-
ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма-
тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относят- ся все антидемократические режимы прошлого и настоящего.
Открытое общество характеризуется динамичной социальной
структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и
демократической идеологией. Подобный тип общества широко
распространен в современном мире, в первую очередь в развитых
демократический государствах.
В отечественной науке до недавнего времени господствовал
формационный подход к типологии обществ, основанный на марк-
систско-ленинском учении об общественно-экономических фор-
мациях. '^/Общественно-экономическая формация — это историче-
ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ-
водства. Тип производственных отношений, основанный на
определенной форме собственности на средства производства,
составляет экономический базис общества, который определяет
соответствующий тип надстройки с основными ее элементами —
государством и правом. Смена одной общественно-экономической
формации другой происходит в результате изменения типа произ-
водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра-
зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео-
рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со-
ответствующими им типами общества — первобытно-общинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти-
ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от
капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.
С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют-
ся производственные отношения, общество делится на классы,
образуется государство. Происходит переход от первобытно-об-
щинной общественно-экономической формации к рабовладель-
ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего
класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического
опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото-
рые народы переходили от первобытно-общинной формации
феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг
друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео-
дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти-
ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го-
сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив-
ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость
в принуждении отпадает, а значит, государство становится не-
нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко-
тором государство отмирает. Формационный подход к типологии
обществ основан на реальном развитии исторического процесса
прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче-
ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре-
тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес-
классовому коммунистическому обществу. Наиболее распространенным в современной науке является
деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду-
стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог
Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене-
ния и совершенствование средств производства и знания.
\/ Традиционное {доиндустриальное) общество отличалось преоб-
ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради-
ционным способом регулирования общественных отношений. Для
него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ-
ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на
минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи-
во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла-
ментируется обычаями и традициями, основанными на религии.
Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник-
новения человечества. Такие общества существовали в период ра-
бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от-
ношений формируется индустриальное общество.
к-Индустриальное общество — это сложное общество, основан-
ное на промышленном производстве/В нем человек наделен
большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями
самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только
от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об-
ществе производство развивается на основе механизации и авто-
матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый
характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается
число людей, занятых в промышленности, возрастают требова-
ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз-
витие средств массовой коммуникации.
V В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и
переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна-
чение производству и переработке информации, удельный вес
производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля
сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется
в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На
смену классовому делению приходит профессиональное. Положе-
ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит
от образования и уровня знаний.
С изменением характера экономических связей меняется и со-
циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе
основную группу населения составляли крестьяне, в индустри-
альном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управ-
ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин-
дустриальном обществе и представительной демократии в инду-
стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление
в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности
в выборе приоритетных направлений ее развития.
Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо-
логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями,
которые положены в основу данной конкретной классификации.
Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке.
Более целесообразным представляется использование различных
подходов при условии выделения из них всего рационального и
недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж-
дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того
или иного общества.
Вопросы и задания
1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных
типов общества?
2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?
3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?
4. Определите значение письменности для развития общества.
5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию
обществ по способу производства.
6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?
7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии
обществ?
8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите
конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.
9. Заполните таблицу:
Типы обществ Характерные черты
Доиндустриальное
Индустриальное
Постиндустриальное
ГЛАВА 2
ЧЕЛОВЕК
2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего
сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-
стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо
биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое
есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-
далась вопросом отличия человека от животных, разрешением
проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав-
нению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано.
Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко-
торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания,
обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных
условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-
дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива-
ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей
среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя-
нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении
с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете-
ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут
сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно
добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто-
ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи-
вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,
когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.
Почему же именно человек в результате эволюции становится
разумным существом, способным активно воздействовать на при-
роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне
взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, —
существо общественное, социальное. В то же время в отличие от
стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер-
сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно-
шениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько мил-
лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных
Продолжение »