…ов, то не был бы возможен и естественный от-

бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы-

сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке-

ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения

последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес-

сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен-

ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек-

тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом.

Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби-

рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на

примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы.

Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер-

жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были

неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис-

пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра-

нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще-

ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи-

ческих ограничений в устном общении между людьми, то это, по

всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и

книгопечатания, развитие технических средств массовой комму-

никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ-

водить математические операции в уме и на бумаге привела к со-

зданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой

социального прогресса. Примеры истории и современности пока-

зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро-

стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести

их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии перво-

бытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза-

имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен-

ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что

большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз-

витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по-

ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и

массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев-

ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко-

ренного населения, распространению среди аборигенов алкого-

лизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального

прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс

состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо-

собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению

письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин-

формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па-

мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означа-

ет, что человек будущего при правильном воспитании и образо- вании, если он разумно распорядится своей памятью, может об-

ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн-

циклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа-

тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном

развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво-

люции конкретных народов, в истории которых встречаются не-

равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды

взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим

подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про-

грессивной тенденции развития человечества как в историческом

прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля

ется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре

ния прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости

социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на

конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как

отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз

витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество

в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В течение длительного исторического периода разные народы

нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове-

ние соседних народов и государств происходило либо на основе

торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест-

ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове-

ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен

между ведущими европейскими державами. В конце XIX — первой

половине XX в. земной шар представлял собой территории не-

скольких развитых государств, взаимодействие которых не огра- ничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и

на их колониальные владения. С распадом колониальной системы

взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно-

го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин-

тенсивно происходит интернационализация общественной жизни.

С созданием новых транспортных и информационных средств прак-

тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле-

зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра-

нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за

несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо-

мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив-

ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории

стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо-

знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи-

ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро-

вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания

человечества, преодоление крайних форм экономической отста-

лости, нищеты и голода, защита прав человека — решение этих

и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу-

ществования государств. Для этого требуется объединение уси-

лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима-

ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож-

но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей

планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи-

кациями которой выступают все ныне существующие общества

и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со-

общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще-

ственного развития. Тенденции мирового исторического процес-

са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче-

ски и политически государствами. При этом именно на них

ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на-

родов — в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на-

ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке

и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое

развитие мира определяется наиболее развитыми государствами сферах получило название глобализации. 'Она проявляется не только

расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в

регулировании экономических и политических мировых процес-

сов на основе общих правил, выработанных международными

организациями, такими как Организация Объединенных Наций,

Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи-

зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор

как принцип организации экономической и культурной жизни.

Национальные экономики уже не могут существовать изолиро-

ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так

называемых транснациональных корпораций во многом превы-

шает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают

свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть

дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим

товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах

Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со-

бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью

покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд 4) принятие единого языка (английского) как средства обще

ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью,

мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе в

области исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует

распространению ценностей современной цивилизации во всех

уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по-

следствий глобализации.

Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную

столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю-

щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни

на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде-

ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с

1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи-

более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за-

трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за-

висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же

эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального

прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ

ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус

ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета

ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове

ческой солидарности;

- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче

ского и культурного развития между развитыми индустриаль

ными странами Запада и развивающимися странами Азии,

Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко

номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот

ности;

- истощение природных ресурсов и необходимость обеспече

ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ

ники энергии;

- преодоление экологического кризиса, связанного с загряз

нением окружающей природной среды отходами промышленного

и сельскохозяйственного производства;

- прекращение стремительного роста населения в развиваю

щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес

кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в

них рождаемости, что u1099 Ђв своевременное предвидение и предотвращение ее различных от-

рицательных последствий;

- распространение опасных, часто неизлечимых болезней

(СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

- борьба с международным терроризмом;

- сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер-

пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые

сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые

политическими интересами и экономическими выгодами. Так,

агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной

острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение

на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль-

ности в этом регионе.

Возникновение глобальных проблем связано не только с ко-

лоссально возросшими техническими средствами воздействия об^

щества на природу (включая и самого человека) и огромными

масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле-

мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще-

ственного развития, неравноправными экономическими отноше-

ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней

транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам

всего общества.

Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело-

вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло-

бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас-

штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или

бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного раз-

вития человечества и выступают как специфическое порождение

именно современной эпохи.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с

другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение

их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего

экономического развития человеческого общества природными

ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего

загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем

неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах.

Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо

называют экологическими и даже с определенным основанием

рассматривают как два проявления единой экологической

проблемы стве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта

используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что го-

ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей

становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас-

ходованием.

Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста-

лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения

в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото-

рых развивающихся странах были в последнее время значительно

выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов-

лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль-

турной отсталостью.

Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь-

ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с

катастрофическими демографическими, экологическими и ины-

ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са-

мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете.

Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война

будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей,

разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге

к уничтожению не только человечестваны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше-

нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от

катастрофы.

Вопросы и задания

1. Как развивались отношения между народами в истории человече

ства?

2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка

кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости?

4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели?

Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь

зуйтесь материалами периодической печати).

5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ

ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите характерные черты глобализации.

7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

8. В чем состоят причины глобальных проблем современности?

9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со

временности?

10. В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаи

мообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг»

неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет

выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще

нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль

ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про

гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб

ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в

неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од

ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа

дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пес

симистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело

века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые

бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от

вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам

Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут

ли оправдаться его пессимистические прогнозы?

1.9. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Общество — явление многогранное, обладающее в каждом кон-

кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ

обусловило появление различных вариантов их классификациитие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда

родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде-

ленного вида.,'В современном мире существуют различные типы

обществ, различающихся между собой по многим параметрам,

как явным (язык общения, культура, географическое положение

и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро-

вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает

выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли-

чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще-

ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и

сложные в зависимости от числа уровней управления и степени

социальной дифференциации (расслоения). Простое общество —

это общество, в котором составные его части однородны; в нем

нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур-

ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со-

стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой

цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют

племена, находящиеся на первобытно-общинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество— это общество с силь-

но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза-

ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще-

ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ-

альный аппарат управления (государство); развитие общества

происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами.

Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам-

ках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно

иерархической структуры общества связано с созданием госу-

дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на-

зад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие

народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в

древние времена сложные общества были исключением в общей

массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества

составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери-

ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с

этим различают дописьменные и письменные общества. В допись-

менных обществах письменности не было, люди передавали ин-

формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще-

ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это

были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные

предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще-

нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна-

кового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы

алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро-

ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид

письменности изобрели американские индейцы. Для передачи

информации они использовали веревку с завязанными на ней

узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел-

ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все

более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде-

ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не

утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта-

пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но

в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в

Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не

имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную

культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей

день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо-

соба производства. По этому критерию различают общество соби-

рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово-

дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос-

подства присваивающей экономики в рамках первобытно-общин-

ного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно-

стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение

численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди

стали добывать средства к существованию другим путем. На смену

собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — ското-

водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про-

изводящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века

существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда

было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы.

Но несмотря на разорения земледельцы восстанавливали свое

хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала,

что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество,

так как большинство народов перешло со временем к оседлому

образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче-

скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду-

стриальное общество, основанное на промышленном производ-

стве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более вы-

сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами

развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за-

крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат

уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для

закрытого общества характерна неизменная социальная структу-

ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма-

тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относят- ся все антидемократические режимы прошлого и настоящего.

Открытое общество характеризуется динамичной социальной

структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и

демократической идеологией. Подобный тип общества широко

распространен в современном мире, в первую очередь в развитых

демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал

формационный подход к типологии обществ, основанный на марк-

систско-ленинском учении об общественно-экономических фор-

мациях. '^/Общественно-экономическая формация это историче-

ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ-

водства. Тип производственных отношений, основанный на

определенной форме собственности на средства производства,

составляет экономический базис общества, который определяет

соответствующий тип надстройки с основными ее элементами —

государством и правом. Смена одной общественно-экономической

формации другой происходит в результате изменения типа произ-

водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра-

зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео-

рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со-

ответствующими им типами общества — первобытно-общинную,

рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти-

ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от

капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют-

ся производственные отношения, общество делится на классы,

образуется государство. Происходит переход от первобытно-об-

щинной общественно-экономической формации к рабовладель-

ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего

класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического

опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото-

рые народы переходили от первобытно-общинной формации

феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг

друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео-

дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти-

ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го-

сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив-

ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость

в принуждении отпадает, а значит, государство становится не-

нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко-

тором государство отмирает. Формационный подход к типологии

обществ основан на реальном развитии исторического процесса

прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче-

ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре-

тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес-

классовому коммунистическому обществу. Наиболее распространенным в современной науке является

деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду-

стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог

Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене-

ния и совершенствование средств производства и знания.

\/ Традиционное {доиндустриальное) общество отличалось преоб-

ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради-

ционным способом регулирования общественных отношений. Для

него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ-

ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на

минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи-

во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла-

ментируется обычаями и традициями, основанными на религии.

Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник-

новения человечества. Такие общества существовали в период ра-

бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от-

ношений формируется индустриальное общество.

к-Индустриальное общество — это сложное общество, основан-

ное на промышленном производстве/В нем человек наделен

большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями

самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только

от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об-

ществе производство развивается на основе механизации и авто-

матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый

характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается

число людей, занятых в промышленности, возрастают требова-

ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз-

витие средств массовой коммуникации.

V В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и

переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна-

чение производству и переработке информации, удельный вес

производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля

сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется

в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На

смену классовому делению приходит профессиональное. Положе-

ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит

от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со-

циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе

основную группу населения составляли крестьяне, в индустри-

альном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управ-

ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин-

дустриальном обществе и представительной демократии в инду-

стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление

в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности

в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо-

логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями,

которые положены в основу данной конкретной классификации.

Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке.

Более целесообразным представляется использование различных

подходов при условии выделения из них всего рационального и

недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж-

дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того

или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных

типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию

обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии

обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите

конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Типы обществ Характерные черты

Доиндустриальное

Индустриальное

Постиндустриальное

ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК

2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего

сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-

стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо

биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое

есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-

далась вопросом отличия человека от животных, разрешением

проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав-

нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано.

Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко-

торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания,

обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных

условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-

дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива-

ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей

среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя-

нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении

с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете-

ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут

сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно

добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто-

ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи-

вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,

когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится

разумным существом, способным активно воздействовать на при-

роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне

взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, —

существо общественное, социальное. В то же время в отличие от

стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер-

сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно-

шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил-

лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельныхПродолжение »

Конструктор сайтовuCoz