ности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как,
например, определить соотношение стоимости быка и топора?
Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали оп-
ределять стоимость всех вещей.
С развитием общества усложняются способы производства,
создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв.
на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно-
ванное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах
происходит промышленный переворот— переход от ручного труда
к машинному, от мануфактуры к фабряке. Производство стано-
вится массовым. Увеличивается и объем потребления производи-
мой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают
все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред-
метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про-
дукцию.
Распределением материальных благ занимается государство. Оно
изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их
для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата
управления, а также для помощи определенным слоям населения.
На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде-
ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции
государства, связанные с содействием малоимущим категориям
населения.
У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно-
шения между различными группами общества. Элементами соци-
альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре-
деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в об-
ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по
определенному признаку.
Еще в первобытном обществе существовало разделение людей
по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен-
щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и
старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь-
ные члены общества.
Увеличение объема производства и образование излишков про-
изводимой продукции привели со временем к появлению богатых
и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественно-
му признаку. С появлением государства социальная структура об-
щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в
своих руках материальные богатства и посредством государствен-
ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще-
ство делится на господствующий класс и зависимое население.
Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре-
стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут
существовать и небольшие специфические группы населения.
В современном мире общество может делиться на множество
разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при-
знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля-
дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной
или даже нескольких общностей. Человек является одновременно
членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо
общественной организации или политической партии, может вхо-
дить в определенную возрастную, этническую или религиозную
группу.
Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю-
щий элемент власти — способность одних групп людей и их пред-
ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влия- ния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли-
тической системы выступает государство. Оно имеет монополию
на власть и может признать невозможным проявление любой дру-
гой власти.
Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче-
ской сферы общества только с появления государства. Власть суще-
ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе
она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи-
более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в
котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства
общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности
были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких
преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами
рода принимали участие в общественном труде и получали поло-
женную им долю производимого продукта. Решающими критери-
ями для избрания лидера рода были личные качества.
При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие
между ними. В случае установления добрососедских отношений роды
объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управля-
лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во
главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза.
Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще-
ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.
Отношения между членами рода регулировались правилами
поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали на-
зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы-
чай — это общепринятое, исторически сложившееся правило по-
ведения, которое закрепилось в результате многократного повто-
рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало
необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня-
лись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваиваю-
щей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие
способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания
и запреты.
Дозволения существовали как рекомендации по определенному
поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече-
ние общественных дел — охоты, собирательства, распределения.
Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели-
гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме-
няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре-
лигиозный характер.
С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед-
ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением
имущественного неравенства изменяется и характер властеотно-
шений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имуще-
ственной дифференциации своих членов, но безуспешно — в свя- зи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием
роли публичной власти, все более обосабливающейся от общества.
Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за-
нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти
путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и
старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе-
нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и
т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда-
ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин-
ников.
Увеличение объема производства требовало дополнительной
рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен-
ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление
излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис-
пользовали как рабов.
В условиях вражды племен, при необходимости организации
обороны или нападения, у многих народов сформировался свое-
образный общественный строй, получивший название «военная
демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась груп-
па людей, переставших заниматься производительным трудом,
основным занятием которых стало военное дело. Они получали
большую часть добычи в случае успешного набега на соседние
племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение
в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально
добровольные подношения трансформировались в обязательную
выплату дани на содержание армии и аппарата управления.
Возникавшее в этих условиях государство законодательно за-
крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи-
чески и политически господствующей верхушке. На протяжении
всей истории своего существования государство не допускало к
осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX—
XX вв., в период становления и развития демократии, у общества
появилась возможность влиять на политические решения через
участие в формировании государственно-властных структур. В со-
временном мире в политическую сферу общества входят не толь-
ко государственные, но и общественные организации, в том чис-
ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в
политической жизни страны тектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе-
ния, сложившиеся в обществе.
В результате деятельности людей и их объединений в духовной
сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна-
ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед
общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на-
скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору-
дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз-
ные верования — язычество, представлявшее собой обожествле-
ние сил природы.
Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру-
жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному
мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду-
ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие
явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз-
витие общества.
Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо-
связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обще-
стве явлений сочетаются элементы различных сфер. Например,
уровень доходов определяет место человека в социальной иерар-
хии, непосредственно влияет на формирование его политических
взглядов и на возможность получения образования и приобщения
к культурным ценностям. На определенных этапах исторического
развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо-
жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано-
вится политическая сфера, а в период реформ — экономическая
и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние ка-
кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический
момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно
отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще-
ствования и развития общества.
Вопросы и задания
1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?
2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как
они возникли?
3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?
4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со
циальные отношений на протяжении истории?
5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от
власти государства?
6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как
оно повлияло на становление государства?
7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?
8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие? 9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще
ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте
вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей
жизни.
1.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ОБЩЕСТВА
V Деятельность понимается как проявление активности человека
в какой либо сфере его существования.^ процессе деятельности про-
исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи-
вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре-
де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан-
ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей
и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт
предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их
последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана
на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы-
деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.
^Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, явля-
ются человек, группа людей, государственная или общественная
организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект,
в качестве которого могут выступать различные предметы как ес-
тественного, так и искусственного происхождения, растения и
животные, отношения между людьми. 'Так, из руды производят
металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обраба-
тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу-
ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в
брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать
действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда,
предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор-
мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие
орудия приспособлены только к определенному виду человече-
ской деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в сово- лаемого результата.-'Цель — это мысленная модель будущего ре-
зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности.
Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор-
ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека,
но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет
добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста-
вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти
клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа-
дать с реальными условиями окружающего мира и возможностя-
ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо
имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од-
нако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно.
Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства-
ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет-
ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред-
ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы
не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста-
точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава
купности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной
без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает
любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев
нельзя добиться ожидаемого результата лить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу-
жат правила, установленные в обществе. Если поведение не соот-
ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива-
ция, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ-
ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при
совершении того или иного действия. Побудительными причина-
ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия
жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный
и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо-
тивом в этом случае выступают /потребности — осознаваемая и пе-
реживаемая человеком зависимость от условий его существования.
Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека
проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия,
что и происходит после удовлетворения потребности.
Классификацию потребностей предложил американский пси-
холог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности
в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или
первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по-
требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто-
ричным, приобретенным) — социальные, престижные и духов-
ные потребности.
Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че-
ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде-
ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод-
стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим,
а точнее, к сексуальным потребностям.
Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются
в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ-
ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить
здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается
не только физической безопасности, но и экономических основ
существования — достойного уровня жизни, социальных гаран-
тий и т.д.
i/Социальные потребности реализуются в процессе общения лю-
дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с
другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в
любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве-
чать им тем же.
V Престижные потребности выражаются в желании человека
выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по-
лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице.
В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра-
ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со-
поставление целей и реальных возможностей их достижения. По-
этому такие потребности называют еще эгоистическими. ^Духовные потребности связаны с творческой активностью че-
ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и
зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов-
ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие
ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите-
ратуры и искусства.
Первичные потребности уравнивают человека с животными.
Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей
на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по-
требности человека социальны. Он может отдать последний кусок
хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто-
рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли
на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб-
ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а
можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю-
чить приятную музыку.
Первичные потребности присуши в той или иной степени всем
людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум-
ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и
общается только по необходимости в школе или на работеa своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным
успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается
независимо от материального благосостояния человека.
В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей
своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей
и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о
счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед-
ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж-
ности материального и служебного положения, демократические
права и свободы, ценности морального характера. Система цен-
ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы-
вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных
явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз-
ного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этичес-
ких, корпоративных, правовых и т.д.
Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни
общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности.
Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и
духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо-
вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия
практическую деятельность делят на материально-производствен-
ную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще-
ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она
состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо-
знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель-
ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления
рассматриваются с положительной или отрицательной стороны,
и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением
возможных вариантов развития и планированием своих действий.
В зависимости от результатов деятельность можно разделить
на созидательную и разрушительную. Большинство достижений че-
ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно-
гие из этих достижений погибли во время войн и революций,
которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то
же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри-
вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч-
но-технического развития это, несомненно, проявление созида-
тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но
военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому
возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея-
тельности.
В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досу-
говую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо-
давательскую и другую деятельность.
Высшей формой деятельности человека выступает творчество,
напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо-
вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются
почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо-
лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче-
ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение
этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его
воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации.
По достижении результата автор оценивает новизну своего про-
изведения и его практическую значимость. Причем результат твор-
ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи-
ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на
долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и
Бруно.
Не только процесс создания человеком нового, но и принятие
обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и
открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно
раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.
Вопросы и задания
1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от
действий животных?
2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите
их примеры из реальной жизни.
3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?
4. Что такое поведение? Каковы его критерии?
5. Какую роль в деятельности играет мотив?
6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб
ностей?
7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво
ренные потребности?
8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не
зависят от других видов потребностей?
9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе?
В чем состоят ваши ценности и идеалы?
10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность
творческой деятельности?
11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о
соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мнение.
А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек
жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».
Д.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего
великого, если цель ничтожна».
И.Гёте: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе
и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выхо-
дит обратное тому, к чему они стремятся». Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно-
стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю-
чок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».
И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает
свой лик».
М.Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже-
ние "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью
смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень-
шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью
скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать,
когда и в каком объеме этически положительная цель "освящает" эти-
чески опасные средства и побочные следствия».
1.5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из
них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю-
бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме-
жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а
какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта
в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д.,
т.е. тех свойств, которые 86 н ние, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе-
риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни
отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва-
тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их
направленности.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача-
ются различные перемены, происходящие в течение некоторого
времени в социальных общностях, группах, институтах, органи-
зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди-
видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич-
ностных отношений (например, изменения в структуре и функ-
циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование,
наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа-
ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со-
циальных групп.
Можно выделить четыре вида социальных изменений:
1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ
ности, общества в целом);
2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше
ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и
подчиненности и т.д.);
3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ
ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу
цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель
ной и исполнительной власти);
4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают моти
вы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия
ние на их поведение, мышление, сознание).
Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од-
ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.
Изучением развития занимается диалектика. Это понятие воз-
никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизи-
ровать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под
диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в
ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения.
В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатыва-
ется верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное
выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис-
куссиям философов древности.
Античные диалектики представляли мир постоянно движу-
щимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в
то же время они не выделяли категорию развития как возникно-
вения чего-то нового. В древнегреческой философии господство-
вала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по-
добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на
круги своя».
Понятие развития как процесса качественных изменений по-
явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла-
женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя-
щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории
сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный
СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о
цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви-
жении и неповторимости событий.
В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического
развития, выдвинутая известными французскими просветителя-
ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос
о развитии нравственности и социальном развитии человека.
Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб-
разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие
видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль-
туре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсаль-
ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че-
рез отрицание.
Диалектические противоположности неразрывно связаны между
собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно
без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д.
В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят
друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду-
ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и
борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз-
вития выступают внутренние противоречия.
Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен-
ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче-
ством, отличающим его от других предметов, и количественными
характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме-
нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество
предмета. Но на определенном этапе изменение количественных
характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение
давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное
проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни-
кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.
Концепция Гегеля основывается на реальной действительно-
сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер-
вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз-
ни, считая, что история народов является воплощением развития
идей.
Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти-
ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от
духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал
совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку-
щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас-
сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо-
мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней-
но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные
ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение
вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе-
реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно-
вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.
Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель-
ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле
отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз-
вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла-
дали постепенные изменения, а в развитии других они носили
скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю-
ционное и революционное развитие.
, Эволюция — это постепенные, медленные количественные изме-
нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное
состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример
таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения
проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении
новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сфе-
рах их жизни.
Революция — это в высшей степени радикальн