…ие позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абст­рактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержа­нии и применении данными условиями места, времени и мно­гими другими специфическими обстоятельствами.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истины — это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными призна­ками (свойствами).

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблужде­ния, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. И истории философии и науки высказывались различные точки, и зрения на сей счет.

Таким критерием считались, в частности, ясность и отчетливость знаний, их общезначимость, чувственные данные, по­лезность знаний и т.п.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решаю­щим в конечном итоге критерием истины. История познания подтвердтла этот вывод.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определенен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать ка­кие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развива­ется, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и пол­ностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (про­стота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное зна­чение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспо­могательным критерием истины. Он дополняет критерий прак­тики как решающий, а не отменяет или заменяет его полнос­тью. В конечном итоге практика, и только она, может оконча­тельно доказать истинность тех или иных знаний.

Вопросы для самопроверки:
1)Какие проблемы изучает гносеология? 2)Почему чувственное познание не всегда достоверно?

3)Достижима ли абсолютная истина? 4)Почему люди заблуждаются?

Доклады:

  1. Всё ли доступно человеческому разуму?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема 7 ; В. Горбачёв Основы философии стр.123-153





 

 

Конструктор сайтовuCoz