…окрасочность, многоцветность, богатство в значительной степени обуславливается противоположностью полов. Женский и мужской пол — два начала жизни. Женский пол отвечает за сохранение и устойчивость; мужской — за изменчивость и обновление. Женщина воплощает в себе начало сохранения, гармонии жизни. Она обеспечивает тыл жизни, ее устойчивость, продолжение. Мужчина воплощает в себе начало изменения, трансформации, дерзания, риска, борьбы, диспропорции. Он отвечает за передний край борьбы за жизнь, за ее прогресс. Женщины более склонны к порядку, в частности, к чистоте, а мужчины — к беспорядку. Женщины более осторожны, мужчины более смелы. Главное в женщине — красота. Главное в мужчине — сила. Сила женщины — в ее красоте. Красота мужчины — в его силе. Не случайно женский пол называют прекрасным, а мужской сильным. Всё сказанное свидетельствует о том, что мужчины и женщины равны, играют равную роль в жизни. Попытки представителей того или иного пола одержать верх ведут лишь к ее деформации. Одинаково неприемлемы как мужской шовинизм, так и стремление некоторых феминисток к полной независимости от мужчин. С другой стороны, "равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом". Наличие мужчин и женщин в обществе — первое и главное условие его существования, развития и прогресса. Возрастное различие людей. В обществе в один и тот же момент времени сосуществуют и взаимодействуют разные поколения: дети, юные-молодые, взрослые, старики. Это обеспечивает баланс динамизма и стабильности жизни. Молодые придают жизни нужный динамизм. Старики оказывают стабилизирующее влияние на нее. Факт сосуществования разных поколений указывает на то, что нет чистой смены поколений. Чем дольше будут жить люди, тем шире будет, при прочих равных условиях, представительство разных поколений в каждый данный момент жизни общества, тем глубже будет противоположность между долгожителями и юными членами общества. А это обеспечит лучшую преемственность, лучшую связь поколений, большее их разнообразие, более глубокое их взаимодействие и взаимообогащение. Вместо наблюдаемых ныне трех сосуществующих поколений (детей, отцов, дедов) будут четыре, пять, шесть и т.д. поколений. Сейчас люди радуются тому, что живы их родители, дедушки и бабушки, видят в этом проявление стабильности жизни, залог собственного долголетия. А как будет хорошо, когда будут живы прадедушки, прабабушки, прапрадедушки, прапрабабушки и т.д. Опыт предшествующих поколений передавался бы грядущим поколениям с большей основательностью, без потерь, связанных с уходом из жизни этих поколений. Ведь не секрет, что люди вновь и вновь повторяют ошибки прошлых поколений и чаще всего потому, что эти прошлые поколения не успели передать свой живой опыт. А сколько творческих находок, открытий, изобретений теряется по этой же причине?! Сколько людям приходится переоткрывать открытое, переизобретать изобретенное! (Могут сказать, что связь поколений обеспечивается через предметы материальной и духовной культуры (книги, например). На это нетрудно возразить: никакие предметы материальной и духовной культуры не заменят живого общения поколений, живой передачи опыта от одного поколения к другому.) Таким образом, было бы прекрасно, если бы одновременно жили не два-три поколения, а много поколений. Перед нами была бы живая история, спрессованная в одном моменте времени. В умножении, а не смене, поколений — истинный источник прогресса. Соответственно и прогресс нужно понимать не как непрерывное изменение, обновление, а как живое диалектическое единство динамизма и стабильности, изменчивости и устойчивости жизни. Смена поколений в чистом виде свойственна лишь самым примитивным формам жизни. Прогресс жизни помимо всего прочего состоит и в том, что постепенно увеличивается промежуток времени, в течение которого разные поколения (предшествующие и последующие) ведут совместную жизнь. Чем примитивнее животное, тем короче этот промежуток совместной жизни. Наиболее примитивные животные передают свой опыт только через зародышевые клетки, через гены. Высшие животные, напротив, передают новым поколениям не только гены, но и живой опыт, обучая и воспитывая детенышей, показывая им пример. Чем больше поколений будет находиться на одном “пятачке” времени, тем действеннее, эффективнее будет живая передача опыта от поколения к поколению, тем, следовательно, круче будет кривая прогресса. Этническое деление людей. Этнос – это не только различие языка, культуры, но и различие физиологических типов человека. То и другое различие создает многообразие этносов. Чем больше этносов, тем богаче в целом человечество. Как из четырех нуклеотидов создается весь генотип человека, так из немногих этносов создается алфавит культуры человечества в целом. Если уничтожить все нации кроме одной, то для человечества останется мало шансов выжить. Деление людей на городских и сельских. Жизнь в деревне — в основном растительная и животная. Жизнь в большом городе — по преимуществу культурная. Деревня и город дополняют друг друга: воспроизводство живой жизни, рост народонаселения идет, главным образом, за счет деревни; прогресс культуры, улучшение качества жизни идет, в основном, за счет города. Малая деревня и большой город (мегаполис) — это своеобразные полюсы деревенской и городской жизни. Между ними — разные промежуточные формы, такие как поселки городского типа и малые города. Деление людей по профессиональному признаку. Профессия для современного человека практически также важна как наличие полового признака. Взрослый человек, не овладевший той или иной профессией, — не состоялся как человек, паразит без всяких оговорок. Другая крайность — профессиональный кретинизм, абсолютизация принадлежности по профессии. Частным случаем деления людей по профессиональному признаку является их деление на работников физического и умственного труда.

Людей делят обычно еще на богатых и бедных. Раньше марксисты придавали большое значение этому делению. Более того, оно для них фактически было главным делением людей. Отсюда теория классов, классового неравенства, классовой борьбы и революции низов. Действительно, люди неравны по своему имущественному положению. Это неравенство может достигать внушительных размеров. Тем не менее, имущественное неравенство не имеет того фундаментального значения, которое ему порой придают. Ведь большинство людей — не богатые, не бедные, т.е. занимают среднее положение между самыми богатыми и самыми бедными. И именно это большинство "делает, творит историю", создает культуру, материальное и духовное богатство общества. Когда человек не богат, не беден — он, с одной стороны, не поглощен всецело поиском куска хлеба, не задавлен нуждой, а с другой, имеет стимул к совершенствованию, повышению своего благосостояния.

Вопросы для самопроверки:
1)Чем человек отличается от других животных? 2)Составьте таблицу «Философия о человеке с времён античности до современности»

Доклады:

  1. Существует ли объективный смысл жизни? В чём он заключается?
  2. Возможна ли эволюция человеческих существ на других планетах?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема6, ; В. Горбачёв Основы философии стр.83-84

Лекция №10.Проблема сознания. (2 части)

Цели и задачи урока:

  • · выяснить основные проблемы, связанные с происхождением сознания у человека, его структуру и природу
  • · сформировать умение анализировать современные философские и научные представления о сознании человека
  • · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

Часть 1. Структура и функции сознания

План

  1. Основные элементы и уровни структуры сознания
  2. Сознание и самосознание
  3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание
  4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

1. Основные элементы и уровни структуры сознания. Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание — результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые — предмет изуче­ния теории познания (гносеологии), о которой будет идти речь далее.

Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно часто определяется как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объек­те или действии. Различают внимание непроизвольное (непред­намеренное) и произвольное, преднамеренное, которое носит волевой характер. Противоположность внимания — невнима­ние, т. е. рассеянность.

Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие — веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.). В отличие от чувств живот­ных чувства человека — продукты всемирной истории.

Настроение — длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) — сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля — созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля — созидательное преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способность выбирать цели, принимать правильные решения и вы­полнять их, доводить начатое дело до конца являются резуль­татом знаний, опыта, воспитания и самовоспитания.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемы­
ми) трудностями на пути к решению значимых для человека
задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­ осуществления какой-либо значимой для человека цели, по потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. Важное его назначение — представить результат дея­тельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Воображе­ние «работает» особенно в неопределенных ситуациях, где за­труднена деятельность мышления, привыкшего к точной, оп­ределенной ситуации. Часто его отождествляют с фантазией как «плодом» воображения.

В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память — закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Наиболее крупными уровнями сознания чаще всего выделяют обыденное (повседневное) и теоретическое сознание, о чем далее будет идти речь.

2. Сознание и самосознание. Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне — и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта — его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личнос­тью. «Познай самого себя!» — говорил Сократ. Человек осоз­нает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморе­гулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впа­дая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самооблада­нии; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк — от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание — оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. — это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:

1.Активно отражательная — это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправлен­ный обобщенный процесс отражения действительности че­ловеком как социальным существом.

2.Объяснительная — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая —
сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, стро­ительные сооружения, т. е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры.

4.Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

5.Целеполагающая — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность.

5.Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяе­мых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в
своих целях подчинен внешней природе, но в своих оруди­ях он господствует над ней.

6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.

Индивидуальное сознание — сознание отдельного конкрет­ного человека, личности. Общественное сознание — духовная
(идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивиду­ального сознания — их тесная связь, взаимодействие и — в определенных условиях — взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного созна­ния, которое в свою очередь в той или иной форме воздейству­ет на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания — проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них — либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы. В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формаль­но, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.

Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

1.По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.

3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познаватель­ные, мораль — нравственные и т.п.

4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного
содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Часть 2 . Сознание и язык. Проблема бессознательного.

План

1. Язык как способ существования сознания

2. Естественные и искусственные языки

3. РоЛЬ языка в обществе и его основные функции

4. Сознание и бессознательное

1. Язык как способ существования сознания. Язык — система знаков, имеющих значение. Язык — спо­соб существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроиз­водящий его свойства.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки (среди них — копии, признаки, симп­томы). В качестве знаковых систем можно рассматривать «язы­ки» изобразительного искусства, театра, кино, танца, музыки и т.п. Знаковые системы возникли и развиваются как матери­альная форма, в которой осуществляется сознание, мышление.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую — письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово — способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Язык служит условием взаимопонимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме яв­ляются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя («думать про себя»). Речь — это процесс использования языка для общения.

Слово как единица языка имеет две стороны: внешнюю, звуковую (фонетическую) и внутреннюю, смысловую (семантическую). Обе они — продукты длительного общественно-ис­торического развития. Единство этих сторон и создает слово, в котором сплавляются функции знака и значения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отра­жает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык — способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки. Естественный (вербальный, звуковой) — обычный челове­ческий язык. Искусственный — язык знаков и символов. Первый возникает спонтанно в процессе общения членов некото­рой социальной группы. Второй создается людьми для каких-либо специальных целей (языки математики, логики, шифры и т.п.). Характерная особенность естественных языков — многозначность слов, искусственных — однозначность, точность. Рассмотрим названные языки несколько подробнее.

Естественный язык представляет собой богатейшую раз­нимающуюся целостную систему. Его элементарной единицей, "атомом" языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.п. С начала своего воз­никновения естественный язык непрерывно изменялся — это было связано с взаимодействием культур, научным и технологическим прогрессом и т.д. Одни слова теряют во времени свои значения («флогистон», «теплород»), другие приобретают новые значения («спутник» как космический аппарат).

Естественный язык как бы живет своей собственной жизнью. Он включает в себя много нюансов и особенностей, что мешает точно выразить мысль (особенно научную) в слове. Не способствует этому наличие в естественном языке множества образных выражений, архаизмов, заимствованных слов, гипер­бол, идиом, метафор и т.п. Кроме того, естественный язык богат восклицаниями, междометиями, смысл которых трудно передать вне контекста.

Искусственные языки — знаковые системы, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, строгость, однозначность, сжа­тость и простота выражения. Особенно это характерно для на­учных целей.

Различают специализированные и неспециализированные языки. Последние предназначены главным образом для международного общения. Наиболее распространенный из них — эсперанто. К специализированным искусственным языкам от­носятся формализованные системы символов в различных об­ластях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвис­тике и др.), а также быстро развивающийся компьютерный язык, все полнее моделирующий естественный. Искусствен­ные языки являются дополнением естественных языков и су­ществуют лишь на их основе.

3. Роль языка в обществе и его основные функции. Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появле­нием человека и его сознания на основе труда. К. Маркс выс­казал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».

Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социаль­ной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации (мими­ка, жесты, характерные звуки и т.п.).

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, стра­хом и т.п., либо призывом к совместным действиям, или же предупреждением об опасности.

Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функ­ций чаще всего выделяют следующие основные:

1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир
вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствова­ли миру.

3.Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение
и передача определенных знаний и информации.

4.Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).

5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в
терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки
— сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6.Познавательная — в этой функции язык выступает как

могучее «орудие мысли».

7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее. Язык — «орудие мысли».

Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства (художественное полотно скульптура, танец и т.п.), в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль (научная, художественная и иная) в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли».

По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хране­ния и применения знаний. В качестве специального языка кон­кретных наук обычно используется некоторый фрагмент есте­ственного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначнос­тью своих понятий.

Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, иде­ализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явле­ний, и его специфика определяется как особенностями изучае­мой области, так и методами ее познания.

Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терми­нов, расплывчатости и неопределенности их содержания, дву­смысленности выражений и т.п. Это обеспечивает ясность, точность, строгость, однозначность и понятность языка науки.

Особо следует сказать о роли языка в социально-гуманитарном познании. Выработку языка в этой сфере научного по­знания значительно осложняет то, что в отличие от естествен­ного гуманитарный материал достаточно индивидуализирован, плохо структурируем и типологизирован, что затрудняет его унификацию и категоризацию.

В современной литературе высказывается соображение, что язык гуманитарной теории как бы расслаивается на два фрагмента — обществоведческий (экономика, социология, филосо­фия и т.п.), где основная процедура — объяснение. Другой вклю­чает терминологический арсенал теории культуры, антрополо­гии, психологии и т.п. и предназначен для герменевтической (понимающей) деятельности. Первый достаточно отработан, строг и точен, второй только начинает складываться. Кроме того, в социально-гуманитарном познании (особенно во втором его слое) в силу специфики его предмета значительно зат­руднено ис… Продолжение »

Конструктор сайтовuCoz