…тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.

Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.                                                                                                                                                       Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.                                                                                                                                                       В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований.                                                                                                                      Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях.                                                                                                        В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.                                                                                               Различия между техногенной и традиционной цивилизациями произошли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.                                                                                              Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.

4.Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах. В связи с тем что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.                                              И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п. Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Например, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.

Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени. Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т. н. «материальной культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни. Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. На данном этапе это США, западноевропейские государства, Япония.

Однако «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. По этой же причине современные политологи и политическим обозреватели обычно говорят о «конфликте цивилизации» (например, западной, исламской и дальневосточной), а не о «конфликте культур». Также термин «конфликт культур» часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. Интерес же политологов распространяется прежде всего на столкновение экономических и политических интересов, образа жизни различных цивилизаций.

Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» и об «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре». Некоторые культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах – мегаполисах, истребительными войнами.Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте развёрнутое определение понятиям «культура», «цивилизация».
  2. В чём состоят особенности современной цивилизации? Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией?
  3. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой общечеловеческой цивилизации в современном мире?
  4. Что такое глобализация? Каковы её основные черты?

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.6. (конспект)

 Тема: Общественный прогресс.

Цели и задачи:

  • выяснить определение понятий прогресс и регресс, их отличие и уяснить основные критерии прогресса;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

  1. Понятие «прогресс» и «регресс».
  2. Критерии прогресса.
  3. Ускоренный ритм истории.

1)     Изменения в прогрессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Прогресс – это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры и увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполнимые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую часть, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития.

Регресс – это переход от высоких и совершенных форм к менее совершенным, низким.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны, установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Понятие прогресса имеет интегральный характер, поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показаниям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождаются упрощением, даже свёртыванием других. «высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низким» по другим параметрам.

 

 

Острый характер в наши дни несут дисскусии о целях, о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, наши цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, такие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности.

К концу 20 – началу 21 века понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов пороботения и насилия.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется в двух оценках, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно ещё и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других – появление регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.

2. Ещё в античности возникла концепция циклического развития общества, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития. Идея прогрессивного развития человечества также появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века. 

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.

 

В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса . Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.

 

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Поэтому цена прогресса порою очень велика. Так, например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.

Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей? Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами.

Продолжают сохраняться политические и социально-экономические различия между более чем 200 независимыми государствами. Неодинаково положение людей и внутри государств. Сохраняется социальная стратификация, различно имущественное положение людей, принадлежащих к разным социальным группам, их образ жизни.

Но главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек – уникальный и неповторимый.

3.Одна из важнейших особенностей социального прогресса - возрастание его темпов, или «ускорение ритма историй», которая предаёт особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в её сравнении с прошлым! Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участие в социальных отношениях каждого конкретного человека.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения земли. В первую очередь – это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и результатом своей деятельности, интернациональная социально – экономических, политических и культурных процессов.

Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом, машинное производство появилось 2 века назад, электричество начали использовать чуть больше 100 лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети 20 века. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х годов, а компьютеры – с 1980-1990 годов.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?
  2. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.
  3. В чём состоит закон «ускорения ритма истории»? ответ обоснуйте на конкретных примерах.
  4. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путём, по вашему мнению, пойдёт человечество в 21 веке? Свой ответ обоснуйте.

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.7. (конспект)

 Тема: Глобальные проблемы современности.

Цели и задачи:

  • выяснить причины появления глобальных проблем и пути их преодоления;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1.     Понятие «глобализации».

2.     Характерные черты глобализации.

3.     Общечеловеческие проблемы, стоящие перед обществом:

1.В наше время происходит интернациолизация  внешней жизни.

Экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время сформировывается однополюсный мир, рычаги принадлежат США.

  Развитие всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурных сферах получило название глобализация. Проявляется глобализация в расширении влияния развитых стран на остальной мир. В ряде стран активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают за сохранение национальных традиций в сфере экономики и культуры. Во второй половине 20 века появилась концепция глобализации, одним из его представителей политолог Валерстон.   В последние 500 лет он сделал вывод о том, что происходило становление единой мировой капиталистической системы, что проявилось в безжалостной эксплуатации странами запада в других менее развитых стран. В результате сложилось такая мировая капиталистическая система в которой развитые страны строят своё благополучие за счёт использование сырья и рабочей силы менее развитых стран.

2.1.Формирование единого мирового пространства.

    2.Утверждение во всём мире ценности демократии, связанных с соблюдением права свобод человека.

   3.Создание всемирного информационного пространства.

  4.Принятие единого языка, как средство общения разных народов.

  5.Объединение усилий государств в борьбе с преступностью, с мировым терроризмом и наркоманией.

  6.Реализация совместных научных

 3.Во второй половине 20 – начало 21 века человечество вплотную столкнулось с отрицательными глобальными проблемами, угрожающими существованию цивилизации и самой жизни на нашей планете. От решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс человечества.

Причины возникновения глобальных проблем

С одной стороны, – это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

Глобальными проблемами признаются:

  1. Предотвращение мировой ядерной войны, создание без ядерного мира, обеспечивающего мирные условия для всех народов на основе сочетания их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности.
  2. Преодоление возрастающего разрыва в экономическом и культурном развитии между развитыми странами Запада и развивающимися странами Африки и Латинской Америки. Ликвидация во всём мире, экономической отсталостью, ликвидация голода и неграмотности.
  3. Истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения ими человека, включая источники анергии, продовольствия и сырья.
  4. Преодаления экономического кризиса, связанного загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного и сельского хозяйственного производства.
  5. Распространение опасных часто неизлечимых болезней.
  6. Борьбы с между народным терроризмом.
  7. Со
Конструктор сайтовuCoz